Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Агинское
17 октября, вс
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Агинское
17 октября, вс

Приехали по распределению, остались на всю жизнь

Выбор редакции
8 октября 2021
63

Туризм, спорт и школа

Галина Васильевна Сластенова приехала в 1972 году на саянскую землю из села Уза Краснотуранского района. Попала она сюда по распределению, окончив Минусинское педучилище, и было ей всего 18.


Новая школа

«Думали больше о романтике, о том, что едем в таежный район»,— признается Галина Васильевна. В селе Межово в то время открывалась школа. «Я только приехала, а в РОНО (районный отдел народного образования) обрадовали: мол, вам очень повезло, и школа, и учителя, и директор новые. Правда, директора мы еще не видели, а вот завхоз ваш — самый лучший в районе! И вот, подъезжаем на автобусе в село, а нас встречают люди с цветами. Мы растерялись, а это наш завхоз, оказывается, поднял всех учителей встретить молодых специалистов. Устроили нам душевное застолье, поселили в комнаты, а там и кровати застелены, и столы со скатертями, и даже дорожки по полу раскатаны», — делится воспоминаниями женщина.

Почти все приезжие в те года педагоги, отработав несколько лет, разъехались. Остались из той гвардии только Людмила Николаевна Тоцкая и Валентина Васильевна Яковец, прибывшие в Межово годом позже, в 1973 году.

Мертвая тайга

В те года учителя водили школьников в туристические походы. Галина Васильевна первый свой поход с учениками запомнит навсегда. Выдали ей в РОНО маршрут и карту местности, как позже оказалось, устаревшую, 50-х годов. На карте значились места, где располагались когда-то стоянки лесозаготовителей, но по факту юным туристам попадались только старые брошенные строения. Местность, конечно, молодая учительница совсем не знала, однако в тайге ориентироваться умела, ведь и сдавала она в педучилище предмет, связанный с туризмом, и ходила в тайгу с одногруппниками.

И вот, в один июньский день забросили молодую учительницу физкультуры и 14 учеников седьмого и восьмого класса в деревню Карлык. Оттуда ребята вышли в тайгу. Три дня они шли по тайге и удивлялись: мхи, голые деревья и мертвая тишина, даже птицы не чирикали. Позднее учительнице рассказали, что в таком состоянии тайга оказалась после неправильной вырубки. Шли вдоль реки, вышли к поселку Кутурчин. Вспоминает Галина Васильевна, что когда впервые увидели большую таежную самоходку с гусеницами, все ужасно обрадовались от того, что наконец увидели людей. В поселке администрация сельсовета разместила ребят в школе, те передохнули и собрались идти по маршруту далее. Но глава отговорил: снег, большая вода, лавины. Все удивлялся, как ребят могли послать в опасное место. Группа откорректировала маршрут и вышла к поселку Мина, где ребята даже успели организовать соревнования и поиграть с местной школьной командой в волейбол. Оставалось три дня в запасе, и молодая учительница повезла на поезде школьников в Минусинск, показала им музей Мартьянова. Посмотрели музей и город, переночевали в спортивном зале одной из школ и поехали обратно на поезде до Унерчика.

Дорога сближает

В те годы было положено водить школьников в походы, закладывать туристические навыки. Проходили в день по полсотни километров, и это считалось делом обыденным. В четвертом классе с молодой учительницей школьники ходили на озеро Бабич, там учились разжигать костер. Пятиклассники шли на Калиновские озера, с ночевкой и палатками. С семиклассниками отправлялись трехдневным походом до деревни Чарга. Старшеклассники ездили с учителями в края дальние — Москва, Самарканд, Бухара. «В те времена, я считаю, для развития детей много делали, – говорит Галина Васильевна. – Каждый руководитель класса старался куда-то вывести школьников. Сейчас все походы, путешествия, зарницы заменили компьютерные технологии, поводов для общения остается все меньше, и это очень плохо».

Спортивное село

Рассказала Галина Васильевна и об огромной рабочей нагрузке. Спортивный зал ведь был в Межово чуть ли не самым большим в районе, посещали его не только местные ребятишки, но и взрослые. Привозили сюда на занятия детей из Тинской, Чарги, Калиновки. Вечерами занималась местная рабочая молодежь, в выходные дни проходили состязания. Так получилось, что на секции учитель физкультуры тратила времени больше, чем на школьные занятия, с четырех часов дня до десяти вечера. Работали тогда шестидневную рабочую неделю, воскресенья часто уходили на сборы и соревнования, личного времени практически не было.

На базе спортзала проходили первенства совхоза, а еще популярны были тогда состязания между улицами. Спорт был в почете, а в семьях даже прослеживалась некая преемственность, соревнования проводили и семейными командами. Приходило огромное количество болельщиков, даже не все помещались в спортивном зале. А как не вспомнить про лыжные забеги, когда сельские спортсмены шли до Унера, а по дороге их сопровождали автобусы.

Авторитет педагога

Вспоминает с грустью Галина Васильевна и удивительное отношение детей к педагогам исключительно уважительное. Учитель был большим авторитетом и для родителей, и для учеников, последним даже не приходило в голову жаловаться родителям, если педагог его поправил, сделал замечание. Вот и нынешним учителям пожелала Галина Васильевна дружеской атмосферы в коллективе и родительского понимания.

Елена Засимова