Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Агинское
17 октября, вс
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Агинское
17 октября, вс

Приехали по распределению, остались на всю жизнь

8 октября 2021
153


Физика – это не скучно!

Людмила Николаевна Тоцкая уже 49 лет преподает физику в Межовской средней школе. Выпускницей педагогического института она пришла работать в Межовскую школу в далек

ом 1973 году. С тех пор является бессменным учителем физики в этой школе, дав ценные знания нескольким поколениям межовцев.


Сложные вещи – простым языком

Людмиле Николаевне с детства нравились точные науки. Ответственно она относилась ко всем предметам, выполняла все задания, но любимыми были именно математика и физика. Училась она в Мотыгинском районе и до сих пор хорошо помнит своего преподавателя по физике, который сложные вещи мог объяснить простым, доступным языком. Объяснить так, что ученикам хотелось слушать и слушать. Она не только на его уроки с удовольствием ходила, но и на факультативы. А еще сама могла одноклассникам доступно и понятно объяснить суть того или иного момента, если они не понимали. «Быть тебе учителем», - говорили они. Как в воду глядели.

После школы Людмила Тоцкая могла поступить в технический ВУЗ, но в итоге сделала выбор в пользу педагогического института. Этот выбор предопределил всю ее дальнейшую судьбу: окончив институт, она по распределению попала в с. Межово Саянского района, с тех пор и работает в местной школе. Учителя физики требовались во многие школы района, но Людмила Николаевна выбрала именно Межовскую.

Почему выбор пал именно на физику? Людмила Тоцкая уверена, что эта наука имеет большую практическую значимость для человека, чем все остальные. «Мы на уроке не просто учим законы, а обсуждаем, как они проявляются в жизни, а в ней все связано с физическими процессами и явлениями».

Лишь за год до ее приезда в Межово открыли новую «десятилетку», сейчас в этом здании до сих пор ведутся уроки. Вспоминает Людмила Тоцкая первый год своей работы: преподавать ей приходилось ученикам, которые зачастую всего на несколько лет были младше ее самой. «Нужно отдать должное им: все относились ко мне хорошо, никаких вольностей не позволяли. В то время любого учителя уважали, воспитание было такое».

Свой первый урок Людмила Николаевна помнит плохо, на нем присутствовал директор школы. После урока он подошел и сказал: «Спасибо за урок, я сам историк, но я понял все, о чем шла речь. Если я ушел с вашего урока и узнал что-то новое, значит вы – действительно учитель». Донести знания даже до того ученика, который несилен в предмете – и есть настоящий профессионализм учителя. Конечно, многое зависит от самого ученика, от его индивидуальных особенностей, и если кто-то может больше, чем остальные, Людмила Николаевна позволяет ему делать больше. «Если у ребенка есть определенные способности, он не должен сидеть вместе со всеми на базовом уровне. Есть необходимый минимум коллективной работы, а все, что выше – уже индивидуальная работа. Если у ученика есть возможность, он должен развиваться дальше».

Метод диалога с учениками использует в своей работе Людмила Тоцкая. На уроке задается вопрос. Учитель в процессе диалога позволяет ученикам самим прийти к этому ответу. Например: на какой сковороде быстрее пожарится котлета – на чугунной или алюминиевой? А на какой есть риск того, что она пригорит? Дети начинают рассуждать и с небольшими подсказками учителя сами приходят к правильному ответу. А уже потом обсуждаются законы физики, которые объясняют эти явления.

Результаты говорят о многом

Но одно дело – донести знания, другое – закрепить их. У каждого ребенка опять же свой темперамент, свой характер, и если один придет домой и углубится в тему при выполнении домашнего задания, то другой сделает работу «на автомате», чтобы побыстрее освободить время для развлечений. Особенно поверхностное выполнение домашнего задания актуально сейчас, когда дети без труда находят в интернете готовые решения и просто списывают их. «Знания должны быть подкреплены, если этого не происходит, они быстро забываются. Готовые домашние задания – это зло для самих учеников, которое я запретила бы вовсе. Это одна из самых болевых точек современности».

Самым надежным источником информации, несмотря на век высоких технологий, остается книга. «У книги есть автор, который отвечает за каждое написанное в ней слово».

Тем не менее, благодаря своему подходу к обучению детей, Людмиле Тоцкой удается достигать высоких результатов. Один только тот факт, что средний балл ЕГЭ по физике среди выпускников Межовской школы заметно выше среднего по району, говорит о многом. И такие результаты ЕГЭ – не случайность, они достигаются на протяжении последних лет постоянно. Неудивительно, что многие выпускники школы в качестве экзамена «на выбор» предпочитают именно физику.

Каждый урок как первый

У Межовской школы есть свою особенность: бывшие ее ученики охотно возвращаются сюда уже в качестве учителей. Вот и дочь Людмилы Николаевны Наталья – тоже педагог и тоже работает в Межовской школе организатором. Преподает математику и информатику. Весь коллектив педагогов – это в основном бывшие выпускники школы. Директор Сергей Васильевич Даценко тоже учился здесь, а физику ему преподавала именно Людмила Николаевна. Есть ее бывшие ученики и среди педагогов других школ Саянского района, в том числе – учителя физики.

Сейчас Людмиле Тоцкой уже 69 лет, и она четко решила для себя, что в возрасте 70 лет точно уйдет на заслуженный отдых. А уж у нее он будет действительно заслуженным, ведь почти полвека учить детей – это достойно уважения. Она уверена, что по работе скучать на пенсии не будет, ведь дома, особенно в сельской местности, всегда есть чем заняться. «Надо навести порядок в фотографиях, сделать альбомы, хочу научиться делать клипы, да множество интересных дел есть».

В последнее время у Людмилы Николаевны работы не так много, как раньше, в молодости, когда в Межовской школе учились по 300 человек, да еще в две смены. Когда все методические материалы писались от руки, да и вообще электронного документооборота не было. Когда вся неделя была расписана «по часам» и, помимо основой работы, приходилось проводить политзанятия, лекции на ферме или по радио. «Заняты были весь день, с утра до вечера: после уроков вели кружки, секции. Еще и по дому, по хозяйству успевали».

Людмила Тоцкая провела десятки тысяч уроков, но каждый урок для нее – не похожий на другой, ведь приходят новые дети, и ты даешь им новые знания. Поэтому и кажется ей, что не было этих 49-ти лет преподавания, что каждое утро идешь на работу, словно в первый раз. И только лица учеников, среди которых – уже внуки ее же учеников, позволяют ей осознать, сколько на самом деле времени прошло с того самого первого урока…

Александр Юшин